Пожертвование
ONLINE
Билеты
ONLINE
Открытки блокадного Ленинграда
К 70-летию снятия блокады ГМЗ "Петергоф" публикует открытки из филокартистской коллекции Николая Павловича Шмитта-Фогелевича, изданные в типографиях блокадного города. Всего в коллекции порядка шестисот пятидесяти открыток.

5 июля 1942 года было принято Постановление Военного совета Ленинградского фронта о превращении Ленинграда в город-фронт, в связи с чем, в нем должен был сохранен "только необходимый минимум самодеятельного населения", в который, наряду с трудящимися, обслуживавшими военную, топливно-энергетическую промышленности, транспорт, предприятия питания, входили работники культурно-просветительных учреждений. К числу таких учреждений, действующих в условиях города-фронта, относились типографии и издательства. За период 1941-1945 гг. ими было выпущено более двухмиллионов экземпляров книг, журналов, газет, листовок, афиш, открыток, конвертов и другой печатной продукции.

В годы Великой Отечественной войны для советской открытки начался новый этап. Она становится не только доходчивой формой агитации и пропаганды, но и восстанавливает, как полагают специалисты, утраченную было в 1930-е годы функцию почтового отправления. За 900 дней блокады в Ленинграде было издано свыше 800 сюжетных открыток, над выпуском которых работали такие издательства, как "Искусство", "Ленфотохудожник", ОГИЗ им. Ивана Федорова, полиграфическая мастерская Ленинградского Союза художников, Воениздат Народного комитета обороны. Государственный Русский музей и Государственный Музей истории революции готовили популярные тогда серии репродукций; Управление Кинофикации при Ленгорисполкоме – открытки с кадрами из советских фильмов ("Суворов", "Маскарад","Богдан Хмельницкий"). Открытки печатались тиражами от 5 до 200 тысяч экземпляров, в большинстве своем не отличались высоким качеством полиграфии, издавались в технике автолитографии, цветной автотипии и хромолитографии. На обратной стороне открытки появляется отличительный графический элемент – надпись «Великая отечественная война» на фоне знаменитых архитектурных памятников города (Смольный, Адмиралтейство и др.).

 
Н.А.Павлов. После вражеского налета. Ленинград, Издательство "Искусство", 1943. Из серии "Ленинград в дни Отечественной войны"
 
Продолжают издаваться серии открыток: так к 240-летию Петербурга-Ленинграда в 1943 г. в издательстве "Искусство" в формате открытки публикуется серия гравюр с видами города Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Среди авторов открыточных изображений: Юрий Алексеевич Васнецов, Владимир Александрович Серов, Георгий Семенович Верейский, Константин Иванович Рудаков, Соломон Борисович Юдовин, Алексей Федорович Пахомов, Николай Михайлович Кочергин, Юрий Михайлович Непринцев и др. Наряду с профессиональными художниками-графиками, в создании образов принимали участие и молодые фронтовые художники. Особое место занимают открытки, сделанные по эскизам художников, работавших на передовой, чьи зарисовки в последствие легли в основу отдельных открыток или целых графических серий.



А.П. Остроумова-Лебедева. Сфинкс и светильник у Академии художеств. Ленинград, Издательство "Искусство", 1943. Из серии открыток "К 240-й годовщине основания Петербурга-Ленинграда (1703 - 1943)".

Коллекция блокадной открытки Н.П.Шмитта-Фогелевича позволяет выявить несколько типичных для этого времени изображений - это виды довоенного города и пригородов, памятников архитектуры еще не пострадавших от снарядов; военные сюжеты, изображения, фиксирующие сражения на фронте, оборону Ленинграда и изменения жизни города в кольце блокады; часть открыток имеют традиционную праздничную тематику, в основном, новогоднюю.

В целом во время войны открытка вырывается из идеологического догмата, тематика ее сюжетов расширяется, говоря о том, что волновало каждого – и на фронте, и в тылу. Помимо того, что писали на открытке сами отправители, своими изображениями она рассказывала тылу о жизни фронта, и наоборот. В 1943-44 годах выходят серии открыток "Ленинград в дни Отечественной войны", они дают представление не только о военном и осажденном положение города, но и об обыденной жизни людей. Бомбежки, налеты, наблюдения, артобстрелы, оборонные сооружения - все это соседствовало картинам с рыбалки на Неве, лыжных катаний, обыденных сюжетов запаса дров, очистке улиц от снега и льда. Шла война, но в тоже время Ленинград жил своей особенной жизнью. Облик города изменялся, но на открытках сохранял свои прекрасные, нетронутые снарядами виды: Нарвские ворота, Адмиралтейство, решетка Летнего сада. Другие открытки наоборот повествуют о уже измененном виде города: у Казанского и Исаакиевского соборов, в Летнем саду засажены огороды, на улицах укрепления, памятники скрыты от бомбежки вражеских самолетов. В серии "Ленинград в годы Отечественной войны" звучит призыв – "Сохраним памятники русской культуры!". Память о прошлом, фиксация настоящего – все нашло отражение в открытке.

 


Г.П. Фитингоф. Ленинград в дни Отечественной войны. Ленинградцы на огородах. Ленинград, Издательство "Искусство", 1944
 
Героями открыточных изображений становятся солдаты всех родов войск и званий, боевые подруги и участники войны, работники тыла – рабочие Н-ского оружейного завода .О помощи армии из блокадного Ленинграда повествует серия открыток "Ленинград в годы войны. Помощь фронту". Отдельная серия открыток "Ленинградская серия в тылу врага" (1943 год) посвящена деятельности партизанских отрядов. Особенно используется образ ребенка. В уста детей вкладываются строчки-лозунги, обращенные к ушедшему на войну отцу: "Папа, убей врага!", "Папа, бей фашистов!",  "Папа, стойко защищай наше счастливое детство". 



К.И.Рудаков. Письмо на фронт. Папа, бей фашистов! Ленинград, Издание Полиграфической мастерской ЛССХ, 1941-1943.
 
Из всех открыток в коллекции Н.П. Шмитта-Фогелевича, выпущенных в Ленинграде во время блокады, порядка тридцати – новогодние. Изображения по-разному интонированы: от обращения к семейным чувствам (дети пишут новогодние поздравление на фронт отцу) до саркастического высмеивания противника, но главная цель сохранена – укрепление сил человека в тылу и на фронте в борьбе с врагом. В 1941 г. новогодним "подарками" Гитлеру служили снаряды из рук полных сил советских воинов и черепа солдат немецкой армии.А на новогодней открытке 1944 г. Гитлер предстает зрителю сутулым, неопрятным человеком, трагически вопрошающим: "Что год грядущий нам готовит?", сама фигура главного врага уходит с картинок, остаются пожелания:

Дед Мороз под Новый год
Грозный делает обход
Что бы всей фашистской своре
Навсегда исчезнуть вскоре


Ю.М. Непринцев. Что год грядущий мне готовит? Ленинград, 1943.
 
Фигура Деда мороза появляется на открытках, посвященных встрече нового 1944-го года, вместе с ним появляются и другие атрибуты доброго, счастливого нового года: разнообразные звери, зайчики, наряженная новогодняя елка. На тыльной стороне открытки по-прежнему отличительный штамп "Великая отечественная война", но драматические и героические сюжеты начинают уступать место картинам победы, мирного счастья и окончания войны. Уже в новогодних открытках 1945 года встречаются сюжеты воссоединения семей, возвращения фронтовиков, они уже на родине – герои войны изображаются на фоне Кремля и Адмиралтейства, впоследствии ставшими обязательными атрибутами новогодней открытки послевоенного времени.



Ю.М. Непринцев. С Новым годом! Ленинград, Воениздат НКО, 1944.
 
Особая тема ленинградской блокадной открытки – обращение к героическим сюжетам русской и советский военной истории: картины войны 1812 года и русско-финской войны (серия открыток "В боях за обеспечение безопасности северо-запада границ СССР на карельском перешейке 1939-1940г."), события 9 января 1905-го года, выстрел крейсера Аврора в 1917 году, штурм Зимнего дворца и др. На открытке с кадром из фильма «Александр Невский» (1941 г.) приведена фраза, звучащая в киноленте "А кто на Русь с мечом пойдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля". Видится, что в этих словах главная смысловая нить всего мира открытки этого времени.

Над материалом работали:

Н.А. Ярошук
О.Н. Краббе
М.К. Крышталева 

                                                                                                              

 



 
 
 
© 2009 ГМЗ "Петергоф"